ПЕСНИ БИБЛЕЙСКИЕ - ПЕ́СНИ БИБЛЕ́ЙСКИЕ (пророческие) (греч. Оdai), отдельные отрывки из Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), преимущественно из Ветхого Завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), по содержанию и поэтической форме близкие к псалмам (см. ПСАЛМЫ). Это песни ветхозаветных пророков и праведников, связанные с наиболее великими событиями в жизни их и всего израильского народа. Таких песен в Библии 12: две песни Моисея (см. МОИСЕЙ (пророк)), Деворы, Анны, Аввакума, Исайи (см. ИСАЙЯ (пророк)), Езекии, Ионы, трех отроков (см. ДАНИИЛ (пророк)) , Захарии и Богоматери. 9 Библейских песен были положены в основу гимнографического жанра канона, который возник из кратких припевов к стихам Библейских песен. Нынешний порядок Библейских песен в каноне был установлен к началу 6 в. При этом из песни трех отроков сделано две, а две новозаветные песни соединены в одну 9-ю песнь канона. 1 песнь - песнь Моисея при переходе через Чермное море (Исход 15:1-19), 2-я - обличительная песнь Моисея (Второзаконие 32:1-43), носит печальный, покаянный характер и исполняется только в период Великого Поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) по вторникам; 3-я - песнь Анны, матери пророка Самуила, воспетая по поводу дарования ей сына (1 Книга Царств 2:1-11); 4-я - песнь пророка Аввакума (Аввакум 3:1-19), изображающая предстоящее явление Господа для суда над угнетателями избранного народа; 5-я - песнь пророка Исайи (Исайя 26:9-19), воспевающая будущую землю праведных; 6-я - песнь пророка Ионы (Иона 2:3-10), воспетая во чреве кита; 7-я и 8-я - песнь трех отроков в пещи Вавилонской из книги пророка Даниила (Даниил 3:26-36, 53-88); 9-я - две новозаветные песни: песнь Богородицы «Величит душа моя Господа » (Лука 1:46-55) и песнь Захарии, отца Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель) (Лука 1:68-79).
Библейские песни на каноне используются целиком во время Великого поста, в сокращенном виде - в будни, и в еще более сокращенном виде - в субботы, воскресенья и праздники. Помещаются в конце Ирмология (см. ИРМОЛОГИЙ) и в Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ) следованной; при этом деление песен на стихи для богослужебного употребления не соответствует делению их на стихи в Библии.